Язычество cлавян

Импровизация и хореография

warning: Parameter 1 to theme_field() expected to be a reference, value given in /home/u6387/domains/arira.ru/includes/theme.inc on line 170.

В современной культуре во внутреннем, неосознанном определении танца существуют две противоречивые тенденции: с одной стороны, танец всегда ассоциируется со свободой выражения, раскрепощением, "полетом"; с другой - "уметь танцевать - значит, знать правильные движения". Это противоречие связано со все еще существующим противопоставлением двух различных тенденций внутри танца: импровизации и хореографии*.

Естественно, что танец изначально рождался из импровизации, а хореография (исторически) появилась только тогда, когда возникла необходимость передачи определенного опыта, закодированного в танце. Естественный эволюционный источник импровизации - радость движения и игры. Естественный эволюционный источник хореографии - удовольствие от подражания и единства в движении. Импровизация изначально более индивидуалистична, а хореография основывается, если можно так выразится, на "стадных инстинктах", значимость которых для человека очевидна.

В современной культуре (преимущественно в России) среди профессионалов танца существует недоверие по отношению к импровизации, она приемлема лишь для социального танца ("грязных танцев") и поиска новых движений, но не может быть сценическим жанром. Это недоверие выражается в том, что люди, получившие российское (советское) хореографическое образование в большинстве своем не только не умеют, но даже просто не могут импровизировать, что неоднократно наблюдалось на классах по импровизации. На мой взгляд, это недоверие основывается на нескольких "китах", один из которых - тоталитарное наследие, предполагающее недоверие личности самой себе. Поэтому индивидуалистичекая культура Америки стала более "плодородной почвой" для развития импровизации (помните эмерсоновское "доверие самому себе"?). Другой "кит" менее очевиден и связан глубинными христианскими (провиденциальными) корнями европейской культуры.

Попробуем посмотреть на эти направления с разных позиции, чтобы более непредвзято определить их отношения друг с другом.

Импровизация и хореография с точки зрения зрителя

Как это не странно, во многих случаях для неискушенного зрителя нет особой разницы между импровизацией и современной хореографией - если и то, и другое он видит впервые. Синхронность движений в хореографии, разумеется, выше, но синхронность - только один из приемов, причем в современной хореографии отнюдь не самый любимый. Остальные "критерии", как то - сюжет, сложность движений и т.д. - или воспроизводимы в рамках импровизации, или необязательны и в рамках хореографии. Бывает неудачная хореография, бывает неудачная импровизация. Реально больше всего для зрителя "работает" внутреннее присутствие исполнителя на сцене, его энергия, его увлеченность, его "безупречность". В случае удачной импровизации "творимый" смысл, энергия самого творческого процесса может передаваться внимательному зрителю и вызывает внутреннее со-творчество, приобщение к "тайне творения". В случае удачной хореографии изначальный замысел может соединяться с личным присутствием и энергией исполнителя и вызывает понимание и со-чувствие, сопереживание.

Импровизация и хореография с точки зрения танцора

Достаточно распространенное заблуждение - считать, что в отличие от хореографии, импровизация - это отсутствие школы и техники. На самом деле школа импровизации есть, но - другая, она работает на другом структурном уровне. В первую очередь, это техники релаксации и осознания тела, более тонкого чувствования внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнера, пространства/времени как элементов, рождающих композицию. Если танцорам традиционных направлений (включая джаз и модерн) нужно проводить много часов у станка, то импровизаторы, как говорила на своем классе Нина Мартин, "проводят много часов на полу, осознавая связи внутри тела".
Техника хореографии - это техника структурирования, построения мира из заранее заложенных, выделенных кирпичиков; техника импровизации - это скорее техника раскрытия, раскрытия потенциальных возможностей пустого пространства.

Сложность техник импровизации равна сложности техники балета и модерна, но в каком-то смысле это действительно разные миры, которые можно совместить одному человеку, но гораздо труднее совмещать внутри школы или труппы.

Импровизация часто используется для нахождения новых движений, которые затем устанавливаются и могут быть многократно воспроизведены. И тогда из свежей, может быть немного рыхлой, неочищенной пра-формы, сквозь которую "дышит", "сквозит" состояние, ее породившее, появляется ясный и строгий кристалл, ограненная форма; к сожалению, теперь уже и состояние и смысл и чувство, породившее эти движения, гораздо труднее уловить.

Предварительное знание того, что будет происходить с телом танцовщика на сцене реально достаточно ограниченно. Идеальным танцором для доведенной до логического конца хореографии является какой-нибудь сильно-человеко-подобный робот, поскольку любая личность вносит свои изменения в процесс, а на нее (личность танцовщика) также оказывает сильное влияние присутствие зрителей.

Импровизация в парадигме современной культуры - это риск, поскольку внутри западно-европейской культуры существует идея "ответственности творца перед конечным потребителем его продукта". В России - это двойной риск, поскольку традиции контроля продуктов духовной культуры намного сильнее и "удачнее", чем традиция контроля за качеством материальых продуктов. Еще раз подчеркну что все эти идеи и установки, в лучшем случае, полуосознанны и потому обуславливают мнения и отношения хореографов, импровизаторов и критиков "втихую", оставаясь в тени бессознательного.

На самом деле, импровизация и хореография постоянно сдают позиции друг другу, внешне предпочитая делать вид, что остаются сами собой. Почему так происходит? Вероятно, ответ лежит на более глубоком уровне.

Импровизация и хореография как системы мировосприятия
Хореография подразумевает "владение" телом, тело в этом случае является объектом, на который направлено действие. С этой точки зрения любая хореография выражает картезианскую парадигму субъектно-объектной разделенности, с непререкаемым превосходством субъекта. Именно внутри этой парадигмы родились все достижения научно-технического прогресса и лозунг "нельзя ждать милости от Природы... "

Импровизация предполагает со-творчество с телом, признание одинаковой значимости предварительно формленных замыслов и опыта и сиюминутных импульсов. Для импровизации нужно чувствующее и "думающее" тело, причем способ этого мышления кардинально отличен от традиционного вербального дискурса. Такое "думающее тело" скорее присутствовало в древних культурах, основанных на парадигме "единства с Природой".

Хореография предполагает изначальную серьезность - мир, созданный по некоторому идеальному образцу; в импровизации мир еще не создан, он может стать любым (хотя это, в какой-то мере, иллюзия) и в импровизации чаще рефлексируется материал, из которого создается художественная реальность. При этом пародия нередко становится способом "остранения", переузнавания мира.
Парадигма хореографии как имманентного видения мироустройства предполагает наличие в мире некоторого смысла, более того - Послания, которое можно понять и расшифровать, и в этом пересекается с миром теологии. Импровизация предполагает отсутствие изначального смысла и танец становится способом создать (= узнать его) или обнаружить его отсутствие. Оба варианта равно возможны, отсюда внутренний, метафизический риск импровизации. В этом импровизация близка мистическим поискам.

Глубинная психология говорит, что, если мы видим какое-либо непримиримое противоречие, то на более глубоком уровне мы можем обнаружить взаимодополняющий характер противоположностей. С моей точки зрения импровизация и хореография - равноправные партнеры в танце, играющие разные, но одинаково важные роли. Современное развитие танцевальной культуры, когда импровизация все больше становится частью обучения танцоров и находит свое место среди других видов сценических искусств, доказывает это.

Сергей Змеев. Хозяин Силы. Хозяин Судьбы. Дыхание жизни — энергия здоровья!