Язычество cлавян

Масленица

warning: Parameter 1 to theme_field() expected to be a reference, value given in /home/u6387/domains/arira.ru/includes/theme.inc on line 170.

Перед Масленицей был ещё один из больших праздников - "Сретенье" или "Устретенье".Масленица начиналась днем сретения, когда зима встречается с весной, постепенно уступая ей. Масленице предшествовали "Сплошная" и "Пестрая" недели. "Перед масленкой последняя неделя - пестрая, в еде пестрят - все дни едят молочное, а в среду и пятницу молочное не едят. Перед пестрой бывает сплошная неделя: все тоже едят сплошь все дни" (Виноградов, 34).

Масленица - древнеславянский праздник "проводов зимы", которым отличается переход к весне и весенним земледельческим работам. Из всех древних славянских праздников Масленица - самый древний. Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник - сырная неделя, сыропустная, когда мяса уже исключается из рациона, но разрешается есть молочную пищу и яйца.

О встрече и проведении Масленицы заботились ещё с субботы предшествующей недели, начиная заранее печь блины. Всю масляную неделю праздновали широко, весело. Ходили друг к другу в гости на блины, катались по улицам на лошадях в разукрашенных санях. Иногда в санный поезд, впрягали вместо лошади ватагу ряженых, на сани водружали столб с вертящимся колесом - символ возрождающегося солнца, делали «ледянки», «катушки» - ледяные горы и съезжали с них на санках, бересте, коже и "ледынцах". Гуляли ряженые, плясали вокруг костра из чучела соломенного, обряженного в «бабью лопоть»: сарафан, платок, повязанной по-старушечьи - с низким захватом лба, в руке - блин, в другой - сковородка. В центре внимания на Масленице оказывались молодожены: они одевались в свои лучшие наряды и непременно принимали участие в катаниях.

Для каждого дня Масленичной неделе имелось свое название. Понедельник - встреча. К первому дню Масленицы устраиваются общественные горы - ледянки, каталки, качели, столы со разнообразными яствами.

Вторник - заигрыш. С утра приглашались девушки и парни покататься на горах, поесть блинов. Гостей принимали у ворот или у крыльца. Молодцы высматривали невест, а девицы поглядывали на суженых. Среда - лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех родных. Четверг - широкий четверток, разгул, перелом. Начинался масленичный разгул: катались по улицам, разные обряды, кулачные бои. Пятница - тещины вечерки. В этот день зятья угощали блинами своих тещ (иногда со всею родней). Зять обязан был с вечера лично приглашать тещу. Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных к себе. Дети строили снежные городки. Воскресенье - проводы, прощанье, целовник. Соломенную куклу. Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощание завершалось поцелуем. Встретить весну необходимо было с чистой совестью и телом. По окончании Масленицы все шли в баню.

Отличительной чертой Масленицы является катание по улицам на лошадях. "Взад и вперед мчатся однопряжки, пары, тройки, весело позвякивая всяким "вызвоном" (колокольчики, бубенчики), красуясь наилучшей сбруей, разноцветными ленточками в заплетенных косичках лошадиных грив. В "кошевках", а на Ангаре в старинных лубяных "кошевнях" сидят разряженные катающиеся "кумпании" - пожилые особо, молодежь особо, громко распевая "проголосны" песни. От поры до времени из общей вереницы кошев отделяются некоторые и останавливаются перед той или иной избой, где для приглашенных "поежжан" (гостей) давно "собраны столы" с масленичной "ествой", хмельным или "травяным" пивом, а также водкой" (Макаренко, 95).

Необычно, интересно, с представлениями проходил последний день Масленицы - "прошшоное воскресенье", "целовальник" - это отмечают оба автора сибирских календарей. "… все больше бабы, - приделает из кудели бороду, верхом на коне задом на перед сядет да и ездит взад-вперед по деревне из конца в конец. То сани двои или трои вместе рядом свяжут, запрягут задом наперед, на сани поставят лавку, на ней сидит старуха с прялкой, куделю прядет, а старик сзади стоит, над ней кормует, кулаками размахивает. Всяко-то, всяко представляются, только бы чуднее было" (Виноградов, 34).

Вечером в этот день ездили на кладбище прощаться с родителями, посещали родственников, молодые кланялись пожилым в ноги, да и просто люди кланялись друг другу, просили прощение и обязательно целовались.

В деревнях Тулунского района разграничения по дням масленичной недели нет. Поэтому нет и обрядов, связанных с этими днями (сожжение Масленицы, Прощенное Воскресенье, тещины вечерки, золовкины посиделки).

Выпечка блинов, катание на лошадях, катание с горки, уличные гуляния - важные элементы масленичной обрядности. Старожилы в своих рассказах часто упоминают, что в эти дни деревенская молодежь любила «обряжаться», петь масленичные песни. "На Масленицу коней запрягали, катались на горках, обязательно пекли блины, а как же без них-то" (Е. И. Бурсевич из с. Усть-Кульск).

"Запрягали лошадей, ставили туда ступку, куделю сделают и песни поют все про Масленицу:
Масленица - белый сыр,
Ой, ой люли - белый сыр,
Что ж ты нам принесла?
Ой, ой люли, ой люли,
И соху, и борону,
Ой, ой люли, ой люли,
Хлеба горбушку и воды кружку,
Ой, ой люли, ой люли, нам принесла"
(К. М. Дудкевич из с. Гадалей).

"Ходили на Масленку, наряжались, даже так наряжались - покойника делали. Ну вот один человек становится впереди, голову согнет, ровно голова у него согнутая, а второй человек сзади руки свои вытягивает на его вот так, голову откидывает и получается, как покойник, вперед ногами, а первый-то человек руки вытянет туда, как ноги, наденут ему обутки какие-нибудь, обычно надевали катанки обрезанные, а тут накроют простынью, и получится, как покойник. И вот заходили даже в дома, вечером, не днем, а вечером, некоторые даже пугались: заходят, покойника заносят в избу. А вечером опять начинаются какие-то причуды, кто на метле едет, и бабой Ягой наряжались, и этим, вороной наряжались, крылья такие сделают, нос такой, но наряжались так-то по-настоящему…" (с. Гадалей).
Образ русской масленицы нашёл свое яркое воплощение в творчестве многих русских поэтов, в том числе и современных. Вот как показан этот праздник поэтическом месяцеслове советской поэтессы Татьяны Смертиной «Марья — зажги снега»:

Зима не на век.
Размаслило снег.
Солнце, как блин,
Пышет в синь!
По селу во все концы —
Колокольцы.
Лошади тройками!
Бабы взойкали.
Дуги цветасты,
Гривы — в косы.
Весна, здравствуй,
Просим!
А в санях-то ах!
Девок малинно,
Шали веют длинно.
Вон и конюх сам,
Развалясь важно,
У него по саням
Цветы бумажные.
А в руке красный флаг,
Виднее так!
Масленица че´стная,
Сёлам всем известная,
Блинами объедуха,
Червонцам приберуха!
Проедим зимицу,
Пропьем, как невесту,
И проводим с честью!
За зимью красоту
Отгуляйте свободно,
Чтобы было в году
Плодородно!

В последний день Масленицы (вечером в воскресенье) совершали последний акт проводов Зимы. Поселяне выносили из своих дворов по снопу соломы. Их складывали на окраине деревни, а затем сжигали. При этом весь собравшийся народ радостно пел. Это называлось сожжением Масленицы. Красочность достигалась и тем, что пуки соломы навязывали на шесты и расставляли по дороге. Их зажигали после солнечного заката. В некоторых местах эти пучки соломы заменяли дегтярными бочками. В других местах сохранялась традиция на Прощеное воскресенье сжигать даже ледяную гору. Для этого собирали по дворам хворост, щепки, худые кадки и пр. Все это складывали на ледяной горе и затем разводили костер. Костер символизировал весеннее солнце, яркие лучи которого растапливают снежные покровы зимы.

Таким образом, у славян встреча Весны называлась встречею Масленицы, а изгнание Зимы символизировалось сожжением Масленицы.
Однако праздник весны был одновременно и праздником в честь усопших. Одновременно с пробуждением природы от зимнего сна (омертвения) пробуждались к жизни и души усопших. Праздник в честь усопших предков был временем сношений с ними, посещения кладбищ и поминок. На Масленицу бегали по улицам ряженые. Это знаменовало появление освободившихся из загробного царства стихийных духов-оборотней. Во всех домах готовили блины.
Очень похожие обряды приурочивались и к последней неделе Великого поста, и к празднику Пасхи, и к Фоминой неделе. Везде проходила мысль о воскресающей Весне.

Сергей Змеев. Хозяин Силы. Хозяин Судьбы. Дыхание жизни — энергия здоровья!